Компания Health&Nutrition, выкупившая мощности Danone, продемонстрировала рост выручки на 21,6%. При этом удалось достичь 98% локализации сырья.
Гендиректор H&N Якуб Закриев рассказал, как это получилось и насколько изменился рынок молочной продукции в России после ухода иностранных брендов.
Помогло высокое потребление
По данным Минсельхоза, в 2024 году отечественные производители выпустили 6 млн тонн молока и 775 тыс. тонн творога – на 5% больше, чем годом ранее.
Якуб Закриев связывает рост потребления с трендом на ЗОЖ, особенно на продукты с высоким содержанием протеина, поэтому и предложение растет в этой категории. Также эксперт отметил повышение покупательской способности. По его мнению, тенденция продолжится.
Объемы производства продукции H&N выросли на более чем 20% – примерно до 950 тыс. тонн в год. Выручка увеличилась на 21,6%, прирост составил 140 млрд рублей. Директор компании выделил 2 фактора успеха – инвестиции в производство и в продвижение.
Результат соразмерен вкладу
Якуб Закриев рассказал, что заводы компании хорошо оборудованы и безопасны для сотрудников, однако примерно 20% производственных линий требуют модернизации. Необходимо как устранять износ, так и увеличивать мощности.
За год вложения превысили 7 млрд рублей. Компания начала строительство завода по сушке молока в Казани и запустила линию по производству рассыпчатого творога в Саранске. В планах – новые линии в Самаре и Шадринске, а также внедрение современных технологий на чеховском заводе в Подмосковье – производство хотят роботизировать.
Трудности перехода
Руководитель компании рассказал, что отрасль столкнулась с тяжелым кризисом по части упаковки продукции из-за санкционных ограничений. В Health & Nutrition решили проблему срочным переходом на отечественных поставщиков упаковки. Около 6% импортируется из Китая и Эмиратов.
Также Health & Nutrition активно развивает собственное производство заквасок. По словам руководителя, компании требуются не обычные закваски, а полезные пробиотики. В этом направлении удалось наладить сотрудничество с некоторыми заграничными производствами.
Зато сырое молоко компания закупает только у российских предприятий. Спрос на сырье эксперт оценивает как высокий, поэтому фермерам есть над чем работать, но основные вызовы удалось преодолеть.
Вице-президент по операционной деятельности компании Марина Дмитриева рассказала, что за первые 10 месяцев прошлого года загруженность предприятий H&N приблизилась к 100%, удалось локализовать 93% немолочного сырья и материалов. Объемы закупки молока увеличились на 16,4%.
Пути развития
Якуб Закриев отметил, что господдержка и стратегия повышения продовольственной безопасности действительно помогают наладить необходимый уровень производства. Однако эксперт подчеркнул, что не помешала бы заинтересованность регулятора не только в валовом объеме молока, но и в производстве другой продукции.
Наиболее перспективными продуктами на внутреннем рынке при росте покупательской способности Якуб Закриев назвал традиционно жирные сметаны, сыры и творог. В экспорте лидирует сухое обезжиренное молоко, особенно в жарких странах.
В долгосрочных планах компании увеличить присутствие в Китае и расширить экспорт на страны Ближнего Востока. Одно из предприятий компании уже прошло сертификацию "халяль", на других заводах пока работают над этим.
Health&Nutrition – крупнейший отечественный производитель молочной продукции, включающий такие бренды как "АктиБио", "Bio Баланс", "Даниссимо", "Простоквашино", а также "Тема" и "Растишка".
Фото: dailymoscow.ru