25 марта 2025 года в России вступила в силу новая система контроля за утилизацией биологических отходов и эксплуатацией скотомогильников, регулируемая Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору №165 (от 17 февраля 2025 года).
Проверять обращение с отходами теперь будут по единому чек-листу, где указаны все этапы работы с опасными материалами – от хранения до уничтожения.
Ожидается, что мера снизит риски для окружающей среды и человеческого здоровья, но также сделает обращение с отходами животного происхождения понятнее, прозрачнее и эффективнее.
Все важное в одном месте
Раньше правила обращения с отходами и их утилизация, а также критерии проверки надзорными органами были разбросаны по разным документам. Выходила путаница, а инспекции получались недостаточно эффективными.
Теперь все требования собрали в единый список, который и станет инструкцией для плановых проверок. Это позволит фермерам не искать ответы по разным источникам и в целом иметь меньше вопросов к проверяющим.
Так, в документе подробно описаны требования к оборудованию помещений для хранения биологических отходов. Сооружение должно быть оснащено замками и морозильными установками, а также выдерживать воздействие дезинфицирующих веществ.
Местоположение утилизации тоже под строгим контролем – на расстоянии не менее чем в 1 км от ферм и других мест, где содержатся животные.
Соблюдение температурных норм, сроков хранения и герметичности контейнеров становится обязательным условием для хозяйств. Иначе повышается риск распространения смертоносных инфекций, например, сибирской язвы.
Особое внимание к скотомогильникам
В новом списке есть специальные разделы, где описаны правила пользования скотомогильниками. Главное из них – животные и люди не должны иметь доступ к потенциально опасным участкам.
Такие объекты должны быть качественно ограждены – забором не менее 2 метров в высоту с запираемыми воротами. Обязательна и табличка с надписью "Скотомогильник". Состояние инфраструктуры необходимо отслеживать от 2 раз в год, любые повреждения требуют срочного исправления.
Особые меры применяются к местам захоронения отходов, потенциально распространяющих сибирскую язву. При подтоплении такого участка необходимо создать траншею глубиной 2 метра и шириной не менее 1,5 метра. Ее необходимо залить бетоном вместе с территорией. Так патогены не смогут проникнуть в грунтовые воды и не навредят окружающей среде.
При выводе из эксплуатации, материалы конструкции скотомогильника нуждаются в специальной обработке. Металл демонтируется и обеззараживается, дерево сжигается. Другие материалы после дезинфекции нужно вывозить на полигоны. Территорию необходимо полностью очистить и продезинфицировать.
Отмечается, что перечисленные меры особенно важны в регионах с высокой плотностью животноводческих хозяйств. Сюда относятся, например, Поволжье и почти все области ЦФО.
Гибкая система
Специалисты Россельхознадзора будут проверять сельхозземли по новому чек-листу. Если для фермеров правила строго обозначены, то действия инспекторов не ограничены документом – у них есть полномочия добавлять дополнительные пункты в зависимости от ситуации и региона. Это нужно, чтобы максимально адаптировать проверки к реальным условиям работы аграриев.
Каждый регион уникален, в том числе вызовами при работе с отходами. Так, на территориях с повышенной влажностью больше рисков подтопления скотомогильников. А на Севере куда более актуально влияние холодов бетон или морозильные установки. Поволжье или Урал, где содержат сравнительно много КРС, а значит и получают больше отходов, выше риск вспышек инфекций.
Вместе с тем чек-лист позволяет стандартизировать процесс проверок и не ориентироваться на масштаб хозяйствующего субъекта – общие правила для всех одни. Экологическая безопасность остается одним из главных вопросов в любом регионе.
Контроль за скотомогильниками и правильное обращение с биологическими отходами напрямую влияют на состояние почвы и водоемов вблизи хозяйств. Ожидается, что новые правила улучшат экологическую обстановку и обезопасят жителей села по всей стране.
Фото: Правда УРФО / Алексей Осокин