В России неуклонно снижается производство ржи: все меньше сеют и все меньше изготавливают ржаного хлеба и муки. Основная причина на поверхности – рожь невыгодна, потому что непопулярна. Спрос на черный хлеб в последнее время падает.
Директор компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко еще в 2023 году заключил на бизнес-конференции хлебопекарей России, что рожь становится нишевой. По словам эксперта, культура не интересует фермеров с учетом того, сколько в нее надо вложить, чтобы потом с трудом продать за 6 тыс. рублей за тонну.
Свободное падение
По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, рожь уже несколько лет пребывает в свободном падении. Если в 2014 году площади посевов достигали 1,9 млн га, то к 2025 году они сократились до 0,5 млн га.
Эксперт отмечает, что снижение интереса ко ржи – общемировая ситуация. После Польши и Германии на третьем месте по производству находится Россия, затем идет Беларусь, которая может подняться на строчку выше в рейтинге уже в этом году.
Прогнозируемый урожай ржи в 2025 году – около 900 тыс. тонн, что значительно ниже показателей прошлых лет. Впрочем, другие страны ушли недалеко. Совокупный урожай культуры в Европе – чуть больше 7 млн тонн в год. Также рожь выращивает Китай, однако совсем немного по официальной статистике.
Ржаной хлеб не в тренде
Дмитрий Рылько объясняет, что люди потребляют мало ржи, а муку чаще используют для производства продовольственных товаров и спирта. Из-за низкого спроса в России осталось всего 35 заводов по производству ржаной муки, из которых 18 находятся в ЦФО.
Тем временем, в Германии потребление ржи на фуражные цели превысило 1 млн тонн. Специалист считает, что в России можно повторить этот опыт, но придется преодолеть некоторые трудности.
Также Дмитрий Рылько считает, что ржи попросту не хватает рекламы. Чтобы спасти культуру, следует использовать ее в производстве товаров для здорового питания, а также оптимизировать структуру выпуска изделий из ржи. Сейчас продукция нерационально объемная, а для увеличения спроса нужны новые оригинальные продукты в мелкой розничной упаковке.
Какой хлеб выгоднее
Так вышло, что ржано-пшеничный хлеб куда более популярен, чем из чистой ржаной муки, однако их себестоимость включает те же самые компоненты, что и у пшеничного.
Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев рассказал, что основу затрат на производство пшеничного хлеба составляют логистика, мука и зарплаты. У ржано-пшеничного хлеба сопоставимы мука и логистика, они могут меняться местами поскольку такого хлеба меньше заказывают в торговые точки.
Такие затраты как упаковка, коммунальные расходы, общепроизводственные и коммерческие расходы, эксплуатация оборудования, не имеют существенных различий, подчеркивает эксперт.
Согласно расчетам НСХ, ценник на ржано-пшеничном хлебе сейчас складывается так:
- торговой наценки – 34,69%;
- муки – 18,1%;
- логистики – 14,6%;
- зарплат – 10,06%;
- совокупности прочих расходов – 13,52% (интересно, что коммунальные платежи занимают лишь 1,9% от общей стоимости хлеба в магазине).
Золотая мука
По оценке НСХ, стоимость ржаной обдирной муки, которая чаще всего используется для ржаного и ржано-пшеничного хлеба, за год увеличилась в среднем на 40%, а ржаной обойной муки – почти на 50%.
Рустам Айдиев связывает это с сокращением посевов из-за погодных условий прошлой весной и этой зимой (не менее половины ржи – озимая). К тому же у аграриев выросли издержки. В итоге стоимость зерна повлияла на стоимость муки, а затем подорожал и хлеб.
Однако представитель хлебопеков считает наиболее важным, насколько цены экономически обоснованы и соответствуют конъюнктуре рынка.
Эксперт подчеркивает, что повышение цен всегда отражает только часть роста затрат, другую часть берет на себя бизнес. Поскольку хлеб имеет ограниченный срок хранения, отсутствие складских запасов и рост издержек сказывается на объемах производства.
Не все потеряно
Несмотря на все сложности, есть компании, которые специализируются на производстве продукции из ржаной муки, то есть спрос не нулевой и не стремится туда. Одно из таких предприятий – "Черный хлеб" в Тульской области.
"Черный хлеб" продает зерно, крупу и муку напрямую покупателям, через маркетплейсы, а также продает органическое зерно крупным переработчикам с помощью зерновозов.
Павел Абрамов рассказал, что спрос на продукцию компании за последние 3 года вырос на 45%,, за год – на 10%. Поэтому предприятие не сокращает посевы ржи, а, наоборот, стремится увеличить.
Капризная стоимость
Глава "Черного хлеба" пояснил, что стоимость производства ржи сильно зависит от года и урожайности: если урожай хороший, зерно может выйти в 10-15 рублей за кг, а при плохой достичь 35 рублей.
Руководитель отметил важность административных затрат (бухгалтерия, отдел продаж, кадровики и так далее). В итоге Павлу сложно говорить о рентабельности производства ржи, так как она зависит от контрактов и каналов сбыта.
Что делать фермеру?
Глава "Черного хлеба" посоветовал желающим выращивать рожь начать со сбыта. В первую очередь важно понимать, куда и по какой цене продавать продукцию.
На втором этапе аграрий рекомендует задуматься о получении сертификата на производство органической продукции. Это позволит продавать рожь с премиальной наценкой.
По данным Росстата с декабря 2024 года по январь 2025 года стоимость ржи упала на 19,6% – с 11223 до 9026 рублей за тонну. Средние цены на остальные виды реализованного зерна, кроме ячменя, выросли. Наибольший рост показала гречиха – 19,9%. Ячмень упал в цене на 0,02%.
Фото: wildgarden.ru